Быть шаманом… Часть 1.

On 19.11.2013 by Kate

артыш1В связи с тем, что мне бесконечно много приходят приглашения на «шаманские» тренинги, ведущие которых, к сожалению (или к счастью), не являются шаманами, то придется написать немного об этом.

            Древняя тувинская мудрость гласит: «Шаман видит и слышит то, чего простой человек не может не видеть, ни слышать. Того, кто подражает шаману, убьет шаманский ээрен-идол и опустошит его аал». (Кенин-Лопсан «Традиционная культура тувинцев»). Этими словами народ чертит четкую границу между простыми людьми и их способностями, а также способностями шаманов. Но современная жизнь такова, что люди, крайне опустошенные морально и физически нездоровым образом жизни в городах, стараются найти для себя приемлемые формы выживания. В связи с этим очень усиленно обращаясь к шаманизму. Но, к сожалению, делают это очень в городском стиле, в духе захватническом. Говоря языком индейцев «глупые белые люди» читают книги, посещают психологические тренинги других «белых людей» и сами назначают себя шаманами. После этого собирают группы и выезжают на места силы, а иногда даже в черте города проводят псевдо шаманские тренинги. С точки зрения современных реально действующих шаманов, проводников традиции, такие специалисты именно «подражают шаманам», не являясь ими, а следовательно навлекают на себя и на своих клиентов большие проблемы.

            Разные культуры описывают приход в шаманизм по-разному. Некоторые признают только родовой шаманизм, другие верят, что духи сами выбирают человека, которого хотят поставить себе на службу, с которым хотят общаться. Но отличия древнего шаманизма от современных попыток его освоить, прежде всего, рождаются от отсутствия в народе культуры и традиции общения с духами. Именно это основная причина, и она важнее, чем техногенность и иное мировоззрение.

            В России потеряна культура общения с духами, а вместе с тем, люди разучились отличать тех, кого действительно слышат духи, и кто таким образом может помочь, от тех, кто подражает шаману. Сейчас шаманизм, как обертка, красиво украшает обычную психологическую практику. Обесцениваются и традиции и цели шаманской работы. Исключения составляют только те республики, где шаманизм официально признан традиционной национальной религией.

            Основатели процессуальной терапии опирались на шаманизм американских индейцев. Однако, для практики шаманского образа жизни, для общения с духами, важно полное и доскональное следование традиции. Тот, кто идет за восприятием, лишенным наукообразности, системы, может стать шаманом. Тот, кто идет за любой концепцией, как это делают ученые, кто ищет научных доказательств тому, что происходит в процессе общения с духами, встает на очень опасный путь. И если за ним идут другие люди, то ставит их также под угрозу.

            Чтобы немного приоткрыть все отличия телесно-эмоционального устройства шамана от обычного человека, практика и исследователя традиций, но не проводящего эту традицию, поговорим об этом подробно.

1.Шаман никогда не пытается объяснить происходящее в ритуалах. Он просто следует с полностью открытым сердцем и доверием. Для того чтобы в это открытое сердце и открытое тело не попадала негативная энергия, шаман защищается зеркалом и шаманским костюмом.

            При обычном образе жизни ходить в присутственных местах во всем шаманском одеянии очень трудно и странно. Поэтому тот, кто подражает, не носит на себе всех этих «странных штук». Это является признаком, что он не защищается, что он не открыт миру. Настоящий шаман защищает телесные границы. Он не выставляет свои фотографии, не выставляет фотографии своих предметов силы. (Там очень много правил и традиций, о которых тут невозможно говорить, но они известны).

2.Костюм настоящего шамана пугает и производит очень сильное впечатление. Как и настоящий живой бубен. Если костюмы, бубны и другие «шаманские» предметы пустые, красивые и «выскобленные», и в них не живет дух, то они не имеют никакой ценности и духи могут наказать такого человека. Разумеется, процессуальная психология не учит, как создавать костюм и как правильно оживлять бубен. Таким образом, практикующий эти техники на местах силы без традиционного уважения к костюмам и атрибутам шаманов, очень рискует здоровьем, либо просто претворяется. В первом случае у него обязательно наступают последствия в виде болезней, во втором- его действительно настигает месть шаманских духов.

Кроме того, чем больше такой человек рассказывает о себе, тем опаснее это для него. Разумеется, существуют исключения, то есть такого «неошамана» может защищать и другая сила, но если эта сила защищает того, кто скрывает от других свои истинные планы, можно примерно представить уровень.

Конечно, бывают моменты временных ошибок, когда новоиспеченный шаман (не соответствующий этому статусу) все-таки получает шанс обучиться всему этому и исправить недочеты, живя в лесу жизнью отшельника. Такого шамана духи как правило вылечивают от этого «ученого псевдо нео-шаманизма», и он обычно испытывает большое облегчение и раскаянье. Особенно перед настоящими шаманами, которые изначально смотрят на таких настороженно.

3.Шаман сам создает себе духов-помощников. Чтобы общаться с духами и иметь с ними согласие и мир, шаману нужно много времени и сил тратить на общение с ними. Чтобы его ошибки и слабости были прикрыты, чтобы духи мест большой силы не разозлились и не начали сводить его с ума видениями и негативными событиями, ему обязательно нужен дух-помощник. Во всех культурах существуют такие духи, хотя называются по разному и считается, что шаман, союзники помощники которого обладают большой силой, также будет иметь большую силу. Секреты создания духов-помощников не раскрываются бесцельно.

Психотерапевты считают, что любому человеку полезно научиться создавать своих духов-помощников. Но опять же это не так. Ни в одной культуре человек не оживлял духов помощников и не создавал их без особых ритуалов. Которые требовали а) Долгого пребывания на местах силы (от 3 до 14 дней), б) готовности работать и общаться с ними пока ты жив (а это очень повышенные обязательства, сравнимые со служением шамана). в) участие в процессе настоящего сильного шамана. Все, кто приглашают других создавать таких помощников в городских или пригородных условиях, за одну ночь, между делом, для каких-то улучшений в жизни, с точки зрения реального шамана просто лгут. На самом деле, создание духов-помощников, как и любое обращение к духам, потребует самоотверженности. И вообще выхода в другую реальность, слом мировоззрения. Об этом никто из психологов- «шаманов» не предупреждает.

4.Бубен шамана- это его душа. Вы хотели бы подержать в руках свою или чужую душу, если бы это было возможно? Нет? Как-то пугает… А почему? Потому что если это- реальная душа, то человек от неправильного обращения с ней может умереть. Так ведь? Тренинги по созданию шаманского бубна- это практики создания души. И если они проводятся для тех, чья душа сильна, то с человеком будет проходить полное перерождение. Если создание духа-помощника может сделать вас бытовым шаманом, то создание костюма или бубна, сделает вас настоящим шаманом, но только если… у вас есть душа!

Дело в том, что души человека (по шаманским сведеньям их несколько и они обитают в разных местах) могут вести себя по разному: могут покинуть человека, могут потеряться, их могут даже выкрасть. Если та или иная душа человека потерялась, то создание бубна никогда не превратит его в шамана, собственно как и не поможет ему решить проблемы. Человек так и останется безжизненным био-роботом. Впустить силы в бубен, поселить туда душу, возможно только если эта душа у человека реально жива. Тогда любой бубен будет петь так, что духи придут общаться, придут помогать. Если же душа ослаблена, если она потерялась, то бубен ни в коем случае не следует создавать. Как приглашать на такие тренинги всех желающих на равных условиях- Бог знает?! Я знаю только одно, наши предки бы этого никогда не одобрили. И это при том, что были они мудрее и сильнее нас.

Создавать бубен- это значит создавать вас, как шамана, знайте это. Если души нет, то вы не пострадаете, так как духи вас просто не увидят. А если душа есть, то вам придется стать шаманом и начать общаться с духами без посредников.

5. Шаман не является священником или ламой, часто он имеет обычную этику, но обладает большими возможностями. Те люди, которые чувствуют особый духовный дар, идут в монастыри и обретают духовные саны. Шаман не священник, он общается с людьми на равных, он имеет семью и часто кормит себя сам (причем не шаманизмом, а чем-то другим).

            У шамана много обязательств и желаний, он не святой. Он может хитрить, обманывать систему, носить множество масок. Кстати, самая излюбленная маска- это глупость. Шаман имеет выбор руководствоваться общими принципами или только притворяться. Чаще всего он притворяется. Сами принципы, как и идеи его не сильно интересуют. Общество для него партнер, с которым можно не договориться, а можно договориться. Но общество не может судить его, он во многом избегает обычных законов, обходит их. Разумеется, не вопиющим образом, а в меру, так, чтобы это никому не бросалось в глаза. Именно это и есть шаманская хитрость. То есть шаман очень сильно отличается от проповедника или судьи.

Часто я вижу, как хорошие и добрые душой люди, психологи, которым не хватает одной психологии, и хорошо бы послужить богам или Богу, идут и примыкают к этому «неошаманизму». В них не хватает азарта и хитрости, чтобы быть шаманами. Они недостаточно гибкие чтобы идти этим путем, даже простого чувства юмора нет. И начинают заниматься шаманизмом они не как призванием, а как отдушиной. Для таких людей гораздо более предпочтителен путь искусства или духовных практик, шаманизм слишком экстремален для них. Поэтому и получается такое «зависание»: это и не шаман, и не психолог, и не духовно-практикующий. Но поскольку надо сводить концы с концами человек собирает такие вот нео-шаманские семинары.

Реальный шаман хитрый и опасный, он неуправляем, обращаться к нему, это всегда рискованно. Когда ему нужно, он бросает все обязательства и уходит от всех коммуникаций, он может «развернуться и уйти под радар», как поется у Гребенщикова. Он здоров от зависимостей, и если он не является проводником каких-то духовных традиций (а в Тыве очень часто шаманы используют буддизм и буддисты шаманизм), если он не зависит от общества, то он может изменить условия договора, подвести вас только потому, что ситуация поменялась, и духи сказали ему так сделать. С вами он потенциально готов поссориться, а с ними- нет.

Среди шаманов бытует фраза, что психологи из больших городов часто обращаются к ним за помощью, а вот шаманы к психологам- никогда.

(Продолжение следует).

Фото Алена Шильникова http://vk.com/allyshi

3 Responses to “Быть шаманом… Часть 1.”

  • Последнее предложение — абсолютное попадание в цель.!!!Любому психологу нужен другой психолог.

  • шаман всегда сделает только по воле духов. если духи покинут шамана он лишится не просто соратников-помощников но и защитников перед богами.Духи могут и убить за предательство..Маска глупости у шамана-защита от завышенных требований и запросов любопытных и требовательных граждан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>