Судить и рассуждать

On 20.11.2013 by Kate

          prigovor  Современная способность и желание людей судить и рассуждать растет как на дрожжах. Многие удивляются, по какой такой причине у нас в соц. сетях люди ругаются в комментариях, расходясь во мнениях на каждом шагу в отличие от всего остального мира, где принято просто делится своими достижениями и вдохновлять друзей на своих страницах. Я даже узнала новый термин «холивар», от английского «holy war”, священная война. Так современные пользователи фб и вк называют непримиримые споры в соц.сетях. Я уверена, что это явление имеет несколько мощных причин, две из которых: мощный творческий потенциал русских людей (у половины нераскрытый талант в журналистике, но отсутствие детальных знаний по предмету) и, что самое главное, у всех способность судить и страх быть осужденным. Вот об этом втором и поговорим. 

            Для того чтобы судить и рассуждать точно нужны всего лишь три качества. И я заметила, что если какое-то из них отсутствует, то человек очень рьяно осуждает (обсуждает) других, но объективности в его суждениях не хватает. Как правило, те, у кого есть все эти качества, высказывается осуждающе или «обсуждающее» очень редко и чаще всего только по просьбе, по запросу и даже за деньги, профессионально. Но поскольку потребность судить и рассуждать есть у многих, то неплохо было бы назвать три этих качества. 

1.Последовательность и строгость (в т.ч. к себе).

2.Способность быть не вовлеченным.

3.Приверженность, верность системе координат.

            Именно эти качества нужны для того чтобы высказываться по существу вопроса, вносить своими комментариями не хаос энтропии, а исцеление, мир и любовь. Теперь поподробнее.

 

            Последовательность и строгость (к себе). Закон причинно-следственных связей, который так красочно описывает Меровинген в к/ф «Матрица», гласит «все имеет причину». Злом считается последствие той ситуации, которая в зародыше показалась человеку несерьезной и незначительной. Человек не обратил внимание на ситуацию, которая потом вылилась в серьезную структуру, структура этой проблемной ситуации затвердела, вошла в норму и стала ограничителем, злом для многих. Каждый, кто регулярно допускает такую невнимательность вольно или невольно порождает причины, которые потом заканчиваются как следствием, негативом. Те люди, которые способны «следить за собой и быть осторожными» (как в песне Цоя), имеют хорошее представление о причинно-следственных связях. Это делает человека последовательным и строгим. Или системным.

            Системность- качество необходимо для того чтобы строить цепь рассуждений о других людях, их жизни и поступках. Интересно то, что многие творческие люди, не все конечно, не обладают качеством системности. Кроме того, современные жители России, с ее неструктурированностью законодательной системы, чувствуют себя «чужими среди своих» и некоторые стараются иммигрировать внутренней или внешней иммиграцией чтобы снизить несоответствие: хаос снаружи и порядок внутри их семей и круга. Быть внутренне очень строгим и последовательным при таком внешнем течение жизни как у нас- это значит ощущать, как среда пытается тебя сломать, либо ты пытаешься сломать ее. Тут как в монологе Жванецкого «в нашей стране строгим и спокойным можно быть только в монастыре» и «мы едем заграницу, чтобы не быть окруженными русскими».

            Человек нестрогий к себе (или настолько строгий, что сам не может выдержать своих требований) — это самый распространенный подвид русских «осуждателей» всех времен. «Покайтесь, птицы небесные»- таков его лейтмотив. Все было бы смешно, если бы не было так грустно. Зло, которое источают эти люди и яд, которым пропитаны их слова, могут ранить любого, у кого есть какие-то незажившие раны. То есть практически любого. Быть некомфортно последовательным и быть жестоким обвинителем- это совсем разные вещи. На первого хочется опереться в трудную минуту, у него много друзей и любимой работы, у второго- даже самые близкие, например, мать или жена или законы природы регулярно оказываются в числе злейших врагов. Какого бы уровня благосостояния этот ядовитый человек не достиг, радость успеха ему неведома, он вечно недоволен и делает самому себе поблажки.

            Чтобы рассуждать нужно быть последовательным и строгим, но не отравляющим.

            Второе. Способность быть объективным. Не привязанность к результату, то есть равноудаленное сканирование ситуации- это способность, которую надо иметь в наследство от прошлых жизней (от предков) и которую можно (и нужно) наработать. Это то самое качество, которое в определенный момент заставит вас воскликнуть «о, я не купился!» (“I don’t buy it”, как говорят американцы). Мы же в таких ситуациях говорим как Станиславский «не верю». Я говорю «не похоже на правду».

            «Купиться»- это значит переоценить что-то, что стоит меньше, промахнуться мимо сути. Многие люди заинтересованы скрыть неблагоприятную реальность и тогда они создают красивую картинку или погружаются в чувства. Но прежде чем вы погрузитесь в чувства или создадите свою трактовку ситуации, попробуйте осмотреть все непредвзято, как диагност, заранее будучи готовым что «все лгут», что вы сами уже чего-то ожидаете. Уберите свои ожидания, реальность уже существует, посмотрите на нее. А теперь посмотрите на трактовку (свою или чужую). Ну и как, каков процент чьих-то ожиданий, которые уже вложены в нее? Вам что-то продают, а стоит ли оно того?

            Только святые неподкупны всегда. Если вы пока не святой, то практика неподкупности, объективности- для вас. Прежде чем осудить или обсудить кого-то полезно посмотреть на человека (ситуацию) без ожиданий. Интересно то, что люди, которые имеют привычку так делать, начинают вскоре видеть мир как программу. Они становятся хорошими программистами. Принимая все таким какое оно есть, лишаешься всех иллюзий и начинаешь создавать программу (набор последовательных команд), который описывает объекты и создает для них директорию движения. Такие люди начинают создавать условия.

            Те, кто создают условия, способны на объективность. Их рассуждения всегда интересны. Именно они обладают способностью к режиссуре. Именно фильмы с интересной режиссурой становятся шедеврами. Мне повезло читать книги нескольких известных режиссеров. То как они рассуждают о жизни, их суждения, просто не оставляют равнодушным. Суждения людей, которые не умеют создавать условия, плоские и безжизненные. Они отравлены каким-то налетом сиюминутности и не вызывают отклика.

            И третье качество, которое необходимо чтобы вести интересную рассудительную беседу, самое может быть неожиданное и тонкое. Это — приверженность системе координат, знаковость, практичность. В современном мире приверженность почти не ценится и ее так трудно найти. Скорость сделала всех нас поверхностными. Нет времени на расшаркивания и церемонии. А ведь именно длительные церемонии, ритуалы давали человеку чувство приверженности. Именно к таким служителям и обращались за судом. Именно на них держались древние правовые общества. Власть жрецов отметается как что-то устаревшее и мало говорится о том, почему эта власть была так сильна. Именно из-за этого качества жрецов- способности быть верным системе координат.

            Можно сказать, что суд бывает правым и неправым. Но трудно описать, что такое правый суд. А правый суд- это когда эталон, система координат, выбрана правильная, совместимая с жизнью. У древних египтян таким эталоном служил объем души человека. После смерти каждый из них имел возможность узнать, увеличилась ли его душа или в результате жизни растратилась. Это так трудно понять- как можно жертвовать собой и не потратить душу или наоборот оберегать себя от всего, не жертвовать собой, а потом вдруг в одночасье все потерять. Если система координат выбрана правильная, то жрец судит о поступках и жизни человека справедливо, его суд правильный, на его мнение опираются.

            Когда мнение высказано, приговор приходит в исполнение. Если же время для суда еще не пришло, основные ставки человек не сделал, то ему дается отсрочка, либо если все шансы использованы, то человек «уходит со сцены», исчезает без следа.

            Быть таким судьей для окружающих дано не каждому, но такие очень практичны и поэтому очень востребованы. «Досужий» взгляд, то есть бесцельное мнение обывателя, это точно не про него. Напротив, одной своей фразой такой человек способен как Соломон полностью примирить стороны, либо остановить поток бесцельной речи. Разумеется, если его просят. Если его не просят, он не говорит ничего. Но даже то, что он видит, оценивается им правильно и не вредит его душе.

            Практик всегда «практикует то, что проповедует». Его рассуждения полезны, поэтому им можно следовать, они защищены, они знаковы. Есть такое выражение «знаковый» фильм или книга, или поступок. Именно такие судьи отличают знаковые и рядовые вещи. Они расставляют акценты, не усиливают то, что не имеет отношение к жизни, к той системе (духовной традиции), которой они служат.

            Итак, строгость, объективность и знаковость комментариев, суждений дают интересный диалог, интересное общение и интересную жизнь. И если стать таким рассуждающим может не каждый, то избегать пустых разговоров в ваших силах. Да будут боги вашими помощниками на этом пути…

2 Responses to “Судить и рассуждать”

  • Татьяна Савинова

    Катя, твои слова как всегда точны и как всегда во время.

    • Kate

      О, спасибо! Вокруг нас такой бульон рассуждений. Но иногда в нем вываривается что-то существенное.
      А три способности- это проработанные сатурн, прозерпина и анубис.

Добавить комментарий для Татьяна Савинова Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>