Почему я смеюсь

On 24.12.2014 by Kate

elfler-264594Иногда какое-то сочетание деталей дает новое направление мысли, даже вдохновение. Например, когда сидишь в макдональдсе и вокруг тебя бомжи ведут неторопливую житейско-философскую беседу. И вдруг по радио очень приятный молодой женский вокал начинает петь ”skating away on a thin ice of a new day”, песенку любимого Jethro Tull.

Или вот этот момент, когда моя подруга, преподаватель по вокалу осмысляет то, что сказал ей ее коллега-музыкант. Она говорит о нюансах, обсуждает идею, ищет правду, свое отношение к этому, правильное объективное отношение. И это само по себе так по творчески, это так романтично и наивно, и присуще, мне кажется, только людям искусства. Не переставать искать правду, о себе, о мире. Я слушаю ее поиски объективности и понимаю, что это кайф, когда такие люди вокруг.

Из таких мелочей рисуется пейзаж жизни. Из них вырастает вдохновение. Оно как мох подпитывается влагой этих полутонов.

Голос женщины-бомжа звучит так нежно, что вообще непонятно, когда я последний раз слышала такой красивый голос. И почему мне так захотелось купить им чай? Обычно у меня не бывает таких желаний.

Дождь зарядил и будет идти видимо долго. Сезон дождей тут, слава богу, не такой продолжительный как например в индии. И  поняла, почему хотела купить чай бомжам. Пришла группа молодежи, которая хотела сесть вокруг меня и заполонить пространство своей болтовней. Но увидев бомжей через стол, быстро ретировалась. В мою сторону не тянет воздухом от них, и они являются моей защитой. Я чувствую, что их функция в обществе и в моей жизни на данный момент очень важна. Возможно, они важнее чем молодежь, у которой есть деньги и желание общаться.

Когда я перестала искать правду? Когда со мной незаметно случилось это счастье? Творчество перестало разрывать меня на части, все компоненты реальности оказались на своих местах, и я смогла их увидеть там. Я помню, что мой муж на любое мое эмоциональное выступление, особенно если оно претендовало на поиск правды, всегда отзывался только фразой «ды ужас!» и «ах батюшки!» Произносил он это тоном отстраненным и насмешливым. Я не понимала, почему. Я только запомнила, в каком тоне и какого примерно обличительно-вдохновительного содержания должна быть моя фраза или монолог чтобы обязательно вызвать в ответ неизменное «ды, ужас!» Я никак не могла понять, почему он, такой всегда сочувствующий мне, понимающий, сразу отстраняется и даже немного осуждает меня, как только я всерьез впадаю в поиски объективности.

Зато теперь я хорошо понимаю, почему. Теперь я и сама впадаю в ступор, когда слышу подобные рассуждения. И по сути у меня есть только два способа реагировать: смех, улыбка и сочувствие. У меня нет такой уникальной формулы «ды ужас». Когда я смеюсь, то это конечно немного черный юмор. Иногда правда, мой смех направлен на то чтобы смягчить эти острые углы восприятия, которые человек создал себе. Но по сути и за смехом моим и за сочувствием стоит осознанность- ведь я слышу, что человек в этот момент принимает дозу своего эмоционального наркотика, садится на некоего «конька», с которого вещает. И «ужас» возникает потому, что перед тобой только что находился живой творческий человек, и тут же он ставит себя на грань риска. Когда он входит в зону поиска, он попадает в опасность. И при этом в ту же секунду он вдруг резко становится прожектером, его позитив не оправдан, его ограничения тоже не особо реальны. И с другой стороны так хорошо это видно.

Одна моя знакомая недавно сказала «то, что ты часто смеешься у меня вызывает зависть. Ведь что-то ты знаешь, что-то есть в тебе, что заставляет видеть многое как смешное». Другая знакомая говорит «смейся, пожалуйста, твоя сила в этом звонком легком смехе».  Но мне кажется, мало кто действительно может осознать, насколько парадоксально все сплетено порой и как тонко и остроумно все мы выглядим, даже сами не прикладывая ни малейший усилий.

Водитель сказал про мою маму сегодня «она такая шкодная у вас». Это слово и тетя, ее сестра, использует про нее. И та соседка, с которой мы дружим, тоже приходит посмеяться над ее таким естественным природным комичным даром. Я думаю, что способность видеть комичное у меня в нее, однозначно.

Когда мы ищем правду, то вещи, находящиеся на своих местах и еще вчера нас совершенно не беспокоящие, вдруг становятся дряхлыми, больными, странными. И тогда любой человек переключается в формат двойственности: вдруг мир делится для него на возможности и угрозы, на богов и демонов, на мужское и женское. То есть ведь он и был поделен, но именно в момент такого своего концептуализирования, человек, не замечая сам, входит в резонанс с этим разделением. Мир итак разделен, но человеку вдруг становится необходимо пояснить, осознать эти различия. Как будто природе или миру нужна помощь! А ведь это не так. И вот именно такое усиление различий я мгновенно ухватываю как гротеск. Иногда мне действительно кажется, что человек, возможно, специально шутит. Иногда своим смехом я просто без слов снижаю его серьезность. Иногда легонько провоцирую.

Поскольку осознанное разделение вещей обычно делается с целью успокоить и научить, то оно всегда такое тонкое и мягкое, что его мы называем мудростью. В случаях, когда человек пытается искать эту мудрость, то неизбежно резонирует с разделениями жизни, а значит рискует выпасть «из седла», впасть в крайность. И поэтому в такой момент может быть только два варианта: остановить его либо пройти мимо. Когда я смеюсь, я прохожу мимо. Но человек чувствительный может почувствовать через это намек.

Обычно, смех переключает. Сострадание, в случае когда совсем тяжело, тоже переключает. Если же речь идет о близком или о том, кто действительно готов слышать мою реакцию, то моя реакция всегда «стоп!» И она отстраненная, потому что если человек не хочет быть просто комичным и ироничным, то он хочет чувствовать срединный путь. И это мастерство- вовремя остановить маятник.

«Ды ужас!»- это реакция на творческий акт проживания жизни, когда у самого человека пропадает ощущение баланса. Тогда нужно остановить. И адресован этот призыв остановиться только «своим», только тем, кто реально работает над собой. Для остальных- смех, для остальных я просто прохожий наблюдающий, как жизнь шутит с ними, и они сами с собой. И я благодарна за эту радость, за эти мелочи…

Радость или печаль- это только дело выбора, причем выбирает природа. Ее искусство вдохновляет и напрягает в равной степени, жизнь истинный мастер. А мы все- только ее ученики.

4 Responses to “Почему я смеюсь”

  • Садыкова Юлия

    Чудесно!!!.Очень люблю твой смех .Словно колокольчики звенят.

  • Алёнушка

    Удивительно атмосферная статья, я словно очутилась в том самом кафе за одним столиком, услышала шум дождя и то успокоение и особое настроение, которое он приносит.
    Я сейчас ощутила, что и меня творчество разрывает на части, что бесконечно снова и снова я впадаю в крайности, выпадая из баланса.
    Как здорово, что это можно увидеть, прочитав твою статью.
    В этих ситуациях «выпадения» лекции твои и спасают. Наверно, они сами по себе уже для меня приобрели терапевтический эффект…
    Спасибо)

    • Kate

      Ой, я рада, что тебе понравилось! Я как всегда думала, что все непонятно написала… :-) ))))

Добавить комментарий для Kate Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>