О ереси или Науке это неизвестно. Часть первая.
О ереси или Науке это неизвестно.
Часть первая. О ком я забочусь.
1.1 Прошлое и настоящее.
Какие ассоциации приходят при слове «ересь»? Суеверие, глупость, бунты, отступление от канонов и основных постулатов церкви или общества и все такое прочее. Все знают, что в средневековье часто за ересь губили настоящих героев и первопроходцев, типа Жанны д’Арк и Коперника. То есть отношение к этому понятию неоднозначное и точное значение этого слова многим не ясно. Однако каждому интуитивно хочется держаться подальше от ересей. Кому-то потому что за это можно пострадать, другим не хочется быть странными и одинокими, третьим просто не хотелось бы впадать в ошибочное восприятие мира.
Итак, как же определить еретические учения и направления в окружающем мире? Для начала разберемся, в чем отличие современных ересей от тех, что существовали сто, двести, триста лет назад. Во-первых, в наши дни благодаря существованию науки как лидера эволюции, по большому счету ереси возникают на поле духовных знаний и философии. Раньше, ереси возникали на почве любых знаний о человеке и о мире. Во-вторых, светская власть опиралась на духовную, вместе они боролись с любым инакомыслием, которое признавалось «ересью» если не отвечало постулатам того времени. Ни государству, ни церкви не нужно было подрывание авторитета и развитие оппозиции. Ересь действительно мешала. Сейчас нет такой прямой зависимости между властью фактической и властью идей. Благодаря информационным технологиям разные мнения потеряли отзвук преступности. Нет больше государственной инстанции типа инквизиции, которая была бы заинтересована в отслеживании, какие идеи распространяются…
1.2. «У нас» и «у них».
Итак, нет больше необходимости бороться с теми, кто распространяет новые знания. Однако все же знания бывают разной полезности. За неимением общего «гаранта качества» в области философии и духовности, который наверняка и невозможен и не нужен в наши дни общество создало другие институты. На западе наука захватила роль гаранта качественности знания, на востоке- гарантия по-прежнему в руках отдельных авторитетных уважаемых в народе духовных учителей, знахарей и ведунов. В России соответственно встречается и то и другое.
То есть вопрос формализации для учителей всех мастей и защиты от ересей на западе решен довольно хорошо, при этом страдает качество знаний. Ведь глубокое изучение вопросов философии и духовности требуют совершенно иного уклада жизни, чем западный. Кому-то это может казаться спорным, но в основном это будут люди, живущие именно на западе. По факту же никто не отрицает, что лидер в области философских и духовных прорывов чаще всего- восток. Но вот именно на востоке защиты от ересей практически нет. Многие приезжающие из Америки видят Россию именно с этой восточной, густо напичканной ересями, стороны.
Если же говорить более менее объективно, наша страна представляет собой уникальный сплав веры в науку и веры в авторитет отдельного человеческого духовно-продвинутого существа (шамана, гуру и т.д.) И угадайте, что это означает для всех, кто хочет донести свое мнение и видение до других людей? Правильно! Полная свобода действий. А именно кто угодно, любой сумасшедший, либо хитрый манипулятор, либо другая безвредная творческая личность может совершенно не задумываться в поисках самоопределения и ни с кем не советоваться. Как только у него складывается некая программа, человек вооружается пером и бумагой, а вернее компьютером и интернетом и тут же начинает творить свое учение. Другой- одевается по шаманской моде, читает эзотерическую литературу, и тут же начинает шаманить. Третий… в общем, вариантов много. Но у каждого, абсолютно у каждого, найдется свой круг почитателей и последователей.
На западе, прежде чем сотни людей начнут писать тебе письма, им надо будет определиться, кто ты. В одном варианте ты телевизионный проповедник и тогда с тебя взятки гладки, своя аудитория есть, людям нужна надежда и вера, причем вне зависимости от образования и интеллекта. Никто тебя не обидит, ибо ниша твоя понятна. В другом варианте ты странный неформатный ученый и тогда ты начинаешь писать, и если ты интересен, скандален или как-то по-иному востребован, тебя начинают печатать и ты уже независимый эксперт. Твое дело публицистика и у тебя уже другой более интеллектуальный круг читателей. И часто так можно добраться до классической гуманитарной науки или до всенародной славы. Из низов, так сказать, продвинуться. Если интеллекта, удачи и происхождения тебе хватило, темперамент соответствует, и ты идешь из научных кругов, то тут тебе вообще дороги открыты, так как авторитетному представителю общества. И если ты начинаешь что-то структурированное излагать, то сообщество признает и продвигает тебя. Так недалеко и до прорыва в гуманитарной науке.
У нас вне зависимости откуда и куда ты двигаешься, самая логичная стратегия- это избегать всех трех путей. Объясню почему.
Если держаться западнее и идти путем науки, то вскоре как все начинаешь жаловаться на то, что науку не уважают, и что людям науки не платят. Приходится дико извращаться, чтобы зарабатывать тем, в чем ты специалист. Это удается немногим.
Либо держаться восточнее и уезжать туда, где можно что-то почерпнуть из области философии и духовности, туда, где горы и реки помогают, где сохранились традиции, и там себе творить. Тут ни о какой известности и речи быть не может, разумеется, это путь отшельничества.
Если оставаться ни тут, ни там, то понимаешь, что спрос на философско-духовную публицистику по-прежнему очень специфический. Ниши для гуманитарных публицистов, которые освещали бы эти вопросы, не существует, это можно смело утверждать. То что есть, это мелочи жизни. Например, «Большой город» или «Стори» публикуют нечто подобное… Кто пишут туда? Писатели, журналисты, ведущие популярных программ. Сказать, что это не очень умно или неактуально нельзя. Но это вообще не утоляет голод тех, кто хочет «жисть понять» в нашей стране.
И вот поэтому возникают еретики и ереси. Никто не следит за спецификой подобных течений, никто не контролирует и не критикует. Что же это такое, и как обычный человек может отличить что-то стоящее и новое от вредной еретической мысле деятельности?