Убийства и новое поколение
Я знаю, что наиболее точное и корректное мнение никогда не бывает наиболее популярным. Но все же чувствую желание написать о том важном, что всколыхнулось в свете последних событий, связанных с убийством лидера оппозиционной партии Немцовым. Глядя на реакцию молодежи на это убийство, я почувствовала, что происходит с будущим электоратом будущих правительств, с молодежью, с теми кому сейчас от 20 до 30, с теми, кому скорее всего придется иметь дело с Россией «после Путина». Рано или поздно придет их время, и важным является то, что их мышление уже сформировано, но именно сейчас формируется их культура. А значит, это убийство и реакция повлияет на их микроклимат, на их психологическую норму. Многими разными науками признано, что именно этот возраст 21-28 лет является возрастом формирования внутренней культуры.
Итак, война на Украине и громкие убийства оппозиционеров- вот реальность неспокойного психологического мира современной молодежи России. Что из этого следует? Прежде всего, это влияет на способность к коммерческой деятельности и на способность и желание создавать семьи и рожать детей. Два варианта развития событий внутренней культуры во времена внешней войны: один называется «абы как», другой «вопреки всему».
»Нам сказали, чтобы мы сдали назад
Нам сказали чтоб мы встали на старт – в ад!
Но, мы же будем вместе с тобой,
Мы же будем вместе с тобой,
Мы же будем вечно с тобой,
Мы же будем вместе с тобой». (В.Золотухин)
Четко и конкретно уже сейчас я вижу как разделились одни и другие: часть продолжает остервенело и уверенно делать бизнес и создавать пары и семьи, другая часть вне зависимости от деклараций потихоньку «отпускает руль» своей жизни. Кто посильнее действует вопреки, кто слабее находит оправдания бездействию или просто игнорирует реальность, «мысленно поет» и «внутренне танцует», находят свои способы ухода от суровой реальности.
Первые делают и уезжают, вторые остаются и уходят во внутреннюю эмиграцию. И у тех и у других формируется острое ощущение свои-чужие, у них либо берет верх супер-лояльность и отсутствие критики к власти, либо полная апатия и нежелание вникать в ситуацию, которая кажется действительно опасной. Особенно до тех пор пока в нее не пытаешься вникать. Некоторые из тех, кто не уезжает, пытаются делать и не видят прямой связи между результатами своей созидательной активности и атмосферой войны. Почти все стараются оставаться аполитичными.
Да, разумеется, тот, кто хочет создавать и обладает внутренним миром и мудростью, не будет обвинять строй и политическую систему в том, что ему не создали условий для творчества. Конечно, и бизнес, и искусство, и любовь жили и будут жить в иной плоскости нежели политика и экономика. Да-да, но все же…
Те, кому 28-35 озабочены другим. Они заметили, что конфликт вошел в их лайф-стайл, в стиль жизни, и что они могли бы творить глобально, уже создавать новые направления и тренды, а им из-за информационных накачек приходится вести дебаты с друзьями и коллегами. Их расстраивает и напрягает, что обстоятельства, происходящие в стране, навязали им стиль жизни агрессивный и драматичный, что их сделали вечными презентаторами. Перед ними стоит задача доказывать авторитетность своего мнения и стиля жизни вместо того, чтобы реально заботиться и воспитывать более нуждающихся. В-общем, им тоже невесело, так как их период давания другим и возраст служения отравлен конфликтами, баталиями и дебатами, что совершенно не входит в хобби большинства.
И все-таки культура отчуждения, которая формируется у молодежи 21-28 лет сейчас- это страшнее чем озабоченность старших товарищей. Прежде всего потому, что она выльется в определенный стиль жизни, повлияет на формирование гражданской позиции. А именно на полнейшее нежелание вникать в какие-либо государственные процессы и понимать, что граждане сами по себе и есть государство.
И события последний лет, война, экономические реформы, убийство лидера оппозиции- это все делает молодых людей более закрытыми, а некоторых, не побоюсь этого слова, маниакальными. Происходящий беспредел под руководством лидера, к которому лояльно 85% населения, рождает единственное желание и рефлекс- испугаться, убежать и закрыться, не думать, не анализировать и не разбираться. Так как кажется, что разобраться невозможно.
В этом плане очень характерна фигура Анны, 23-летней спутницы Немцова, которая была с ним в ночь убийства. Ужасно не хочется вообще приводить таких примеров, которые могут быть не корректными, но все-таки метафора напрашивается. Анна просто хочет вернуться домой, но фактически находится под конвоем. Она сначала дает показания, но потом просто обозначает потерю памяти, отказывается давать какие-либо комментарии. От нее нет реакции и нет информации. Видимо, потому что ей действительно хочется вернуться в свою обычную жизнь к больной матери.
Метафора очень яркая. Современная молодежь просто хочет жить в своих семьях, со своими друзьями, строить отношения, заниматься спортом и творчеством, создавать предприятия, но им небезопасно, их энергия идет на то, чтобы скрываться и быть начеку. Они не хотят вовлекаться в разборки между политиками и поиск правды.
И именно эти люди окажутся у власти в нашей стране всего через 15-20 лет. Не нужно быть супер стратегом чтобы уже сейчас предвидеть их равнодушие и аморфность, их общую усталость и разочарованность темой политики, их искаженное восприятие своего долга в отношении страны, которая пугала и угрожала безопасности их детей и матерей пока они эмоционально и культурно созревали.
Теперь о культурных «настройках» для этой молодежи. Христианская мораль призывает быть терпимыми к существующей власти вне зависимости от ее решений. И христианство является основной религией в России. Современная молодежь открывает для себя и другие верования- родноверчество, ведические практики Востока, а также различные школы буддизма, некоторые русские молодые люди интересуются шаманизмом и исламом. Интересно, что к изучению всех этих религий многие подходит очень традиционно, пытаясь найти первоисточники- настоящих учителей с линиями передачи учений, изучают древние книги, сравнивают источники и пытаются опереться на них. Это, конечно же, очень интересный тренд, и это- новое. И таких ищущих путь молодых людей не среди христианства, но в других традициях, довольно много.
Но позиция духовных молодых людей, не христиан, в отношении происходящего в стране довольно размытая. Безусловно, всем, кто следует к просветлению, пробуждению, святости, хочется видеть президентом человека с соответствующими целями и средствами. Что же происходит, когда в умы многих закрадывается подозрение, что с президентом «что-то не то»? И не потому что западный мир с его устоями не одобряет его решений, а именно потому что создаются события не по дхарме, не по правде, не по отцу небу и матери земле.
Те, кто преуспел в практиках, видят происходящие события как следствие ментальных установок и ценностей не только нации в-целом, но и конечно правительства. И тут речь не о том чтобы осуждать власть имущих, так как практики любых учений не направлены на осуждение и абсолютно неправильно это допускать.
Однако право оценивать и распознавать ситуацию- это неотъемлемая часть внутренней жизни человека, и именно духовно развивающаяся молодежь знает это. Своими пытливыми умами они изучают и сравнивают различные традиции, и я хочу их поддержать в том, чтобы они сейчас начали всерьез изучать происходящее.
Если прикрытием правильных идей происходят совершенно негативные события, то кому как не вам, молодые люди, обратить свое внимание на это. Вы не хотите испытывать стресс и недоверие к власти, потому что это, как минимум, отвлечет и создаст негативное психологическое состояние. Если беспристрастно проанализировать происходящее, возможно, кортизол, гормон стресса, возьмет вас в свой оборот. Чтобы не испытывать лишнего стресса, возможно, вы не вникаете в происходящее. Но мы- люди, и мы что-то можем знать об управлении своими гормонами и мышлением. Поэтому не бойтесь стресса, изучайте ситуацию в политической жизни страны.
Самое неправильное сейчас для молодых людей- это дать себя запугать и поверить хотя бы на секунду, что мир вокруг хаотичен, что причин происходящего в нашей стране не найти, и что логика развития событий начисто отсутствует. Если вы прямо дадите себе находиться в этом унылом или равнодушном состоянии, то безусловно, чуть позже мы с вами вместе будет иметь массу проблем. Прежде всего, мы не сможем создать безопасность нашим любимым и нашим детям, а это для всех нас важно.
Те, кто так или иначе работает с молодежью, поддержите их сознание и помогите им дать себе позитивные аффирмации. Тех же, кто впадает в маниакальное равнодушие и игнор правды, постарайтесь с лояльностью и разумностью пробудить. Говорите мягко и возможно они услышат вас, не ленитесь и не злитесь. Тех, кто создает что-то новое, вдохновите и помогите им найти ресурсы. Самое главное, чтобы духовный поиск нашей молодежи не останавливался, несмотря на такое количество страданий. Но еще раз подчеркну, что также важно чтобы духовный поиск не превращался в избегание. Потому что у всех сейчас от ситуации имеются психологические травмы, которые необходимо лечить.
Около пяти лет назад Путин сказал «наша страна нуждается в массовой психотерапии», но реально тогда она еще в ней не нуждалась. Я еще тогда подумала, что он, скорее всего находится под огромным давлением обстоятельств и говорит о себе. А вот теперь да, в психотерапии нуждается уже почти вся страна, особенно молодежь. Не закрывайте глаза на правду, помогайте друг другу адаптироваться и пережить. Мертвых не вернуть, о них можно только молиться. Живые думают о живых. Берегите наше будущее.
Здравствуйте, Екатерина!
Касаясь темы политики и того, как сочетать духовное развитие, не оставаясь в стороне от ситуации в стране, возникает вопрос: а кого из политических лидеров можно было бы привести в пример как подходящего и достойного такой позиции в своем государстве (хотя бы прошлом)? Если Путин таковым не является, то по каким признакам можно определить что правитель соответствует духу своего народа, при этом может обеспечить уважение к нему на мировой арене и высокий уровень развития своего государства. Политика в моем понимании всегда была делом нечистым, мягко говоря, потому что власть часто сопряжена с кровопролитием и алчностью.