Холодное дыхание страсти
Любовь и смерть всегда ходят вместе.
(Французская поговорка)
Когда-то давно я услышала это словосочетание «холодное дыхание страсти». Кажется, наш преподаватель по зарубежной литературе выдал нам это определение. По его мнению, лучший фильм о страсти, снятый женщиной-режиссером Лилианой Ковали, это «Ночной портье». С тех пор я смотрела его несколько раз и всегда по-разному. Для меня именно он стал примером того, как можно выразить страсть. То, что она отразила и было холодным ветром, пронизывающим дискомфортом, который ощущают люди страстно приклеиваясь друг к другу. Далеко не всем дано это пережить, а поэтому надо рассказать.
Когда человек встречается со страстью, ему хочется инстинктивно отпрянуть. Его накрывает волна, и есть сильное чувство рока, неостановимого сюжетного разворота. Есть ощущение, что ты «попал». Можно смеяться и шутить с предметом своей страсти, можно молчать или обсуждать что-то интеллектуальное, но ощущение серьезности уже не покидает. Страсть ощущается обоими сразу.
Она не похожа на любовь с первого взгляда, совершенно не похожа, и поэтому часто люди неопытные могут даже не узнать, не понять, что именно происходит с ними. Только тот, кто уже переживал страсть, никогда не спутает ее ни с чем другим. Страсть серьезна, она сковывает, ограничивает немного. Ты внутренне сжимаешься как перед прыжком. Любовь в первого взгляда сразу заставляет нас раскрываться, мы хотим понравиться, мы проявляемся. Страсть внушает желание тут же сбежать. Ну, или замедляет движения, делает наше состояние трансовым. Мы уходим в себя, продолжая наблюдать за партнером.
Страсть мгновенно переключает в диапазон инстинктов, надежда пропадает, а чувство обреченности поднимается из глубины души. Но при этом вся концентрация, вся сила направляется на партнера. Как будто невидимым магнитом партнер начинает собирать на себе всю вашу силу, все потоки, и также сильно направляет свое внимание на вас. Вы оказываетесь в центре циклона. Люди, час назад еще далекие друг от друга, одинокие, уверенные, вы вдруг попадаете всецело под воздействие вашей силы, отданной другому спонтанно и без всяких сомнений. Мгновенно и всецело. Вы с этим человеком оказываетесь в связке, в сцепке, которую теперь невозможно порвать.
Проживать такое состояние, как и все остальное в жизни можно осознано, либо неосознанно. Даже если вы узнали страсть по всем симптомам, вы можете постараться выгнать ее из своей жизни. Обычно разумный человек делает все, чтобы избавиться от наваждения. Спокойно или даже радостно встречать приход страсти в жизнь дано только духовным практикам, либо людям очень сильным и связанным с природой.
Для практиков приход страсти дает повод серьезно раскрыться, увидеть себя, увидеть проявление законов природы. Для людей природы страсть похожа на проливной дождь, который необходим природе для того, чтобы напитаться. Он внезапный, резкий и хороший. Он меняет восприятие и этим радует душу и тело, вносит свежесть озона, смывает все, что должно быть смыто.
Для всех остальных страсть похожа на ночной кошмар, она рвет шаблоны восприятия, она не оставляет никаких привычных моделей поведения. С предметом страсти не посидишь под луной, не пройдешься красиво по набережной, не поваляешься лениво и романтично на травке. Предмет страсти полностью подчиняет и кажется, что лишает инициативы. Слабый или неопытный человек будет сопротивляться, бунтовать против своих ощущения, его будет сносить отдачей. Когда объект страсти будет отклонять энергию, то эта энергия по инерции будет бить своего собственного владельца. Ощущение неуверенности, стыда, раскаянья, все вместе взятое- вот результат неправильного поведения в момент рождения страсти.
Если наблюдать двух опытных людей в момент, когда страсть захватывает их, то можно увидеть удивительное, то, что так гениально показала Лилиана Ковани. Во-первых, они смотрят друг на друга как испуганные звери, не понимая, кто будет нападать, кто убегать. Они разочарованы, напряжены, на их лицах понимание, что рок вмешался. После этого они должны побыть наедине с самими собой, возможно даже убежать и дать партнеру убежать. В последний момент кто-то из них просто приближается. И тогда другой выплескивает на него все свое разочарование и негативные эмоции. Они могут говорить, или заниматься сексом, но это совсем не похоже на любовь. И даже не выглядит как что-то приятное. Один сдался страсти, а другой выливает свое отвращение, ярость, гордость, что угодно. И потом они успокаиваются. Наступает штиль, тишина.
После этого наступает фаза реального слияния их энергий, переплетение полей и сознаний. На всех уровнях они начинают соединяться и самозабвенно, и вокруг них моментально начинает формироваться кокон, у них появляется общее поле и эгрегор их пары. Они полностью выпадают из социума и теряют счет времени и самоанализ. Контакт с реальностью полностью прекращается. Сосредоточенность на внутреннем, на чем-то очень важном бросается в глаза. И удивительно, что в этот момент никто не занимается удовлетворением потребностей ни своих, ни партнера. Потребности забыты. Эмоции приглушены. Есть только бурное движение энергий и отстраненность от мира. Они выглядят как дикие, как очень неконтролируемые. И в этот миг со стороны видно, что они полностью обречены. Можно понять, что они умирают как личности, что прежними они больше не будут. И неизвестно, чем им грозит эта страсть, чем все это кончится для каждого из них. Это первый сигнал, что страсть начала разрушать.
Потом, когда все сформировано и ставки сделаны, наступает момент трезвости. Все, что уже не повернуть вспять теперь стало заметно. И чувство сожаления, страха, слабой надежды на лучшее возвращают их в человеческое состояние. Они уже не смогут противиться, но все же еще хотят оставаться самими собой. На это этапе они начинают любить друг друга. Тут начинается сострадание друг к другу и к самим себе. К ним возвращается человеческое. Приходит нежность и поведение, соответствующее полу каждого.
И неизбежно за этим следуют трудности, с которыми они начинают бороться. И в начале кажется, что сложности удастся преодолеть. Но потом чем больше они любят, доверяют друг другу, тем сложнее и сложнее обстоятельства складываются вокруг них. И объясняется это очень просто. Чтобы разруливать обстоятельства необходимо быть в разуме. А страсть, как и любовь их, совершенно лишает объективности и способности быть в разуме. Они друг за друга, а мир против них. Они нарушают что-то очень важное для мира, и мир им не простит. Так выглядит. Но просто энергии были отданы по-настоящему, ставки сделаны, ставок больше нет. Ничего не оставили они на черный день, все свои способности и чувства они уже выразили. Жадно и маниакально целеустремленно все отдали друг другу. Они знали, что это единственный выход из страсти. И этот выход слабо совместим с жизнью.
Если на их стороне не оказалось никакой другой сторонней силы, если они не предназначены для каких-то целей, им конец, это неизбежно и неминуемо. И как сгоревший огонь, как умирающий старик, все это вызывает в нас приступ острого сострадания и катарсиса. Когда мы смотрим на них, нам на инстинктивном уровне понятно, что происходит. Наш разум сдался перед не разгадываемой загадкой природы. Природы проявившейся так величественно перед тем, как убить своих проводников.
Страсть окончена. Умерли все. Природа проявилась. Рождена осознанность.