Нет границ. По мотивам «Сиддхартхи» Гессе.
Нет границ между прошлым и будущим, между причиной и следствием. В реальности никто никогда точно не определит, что повлияло на принятие того или иного нашего решения: предчувствие из будущего или прошлый опыт. Даже на таком вот уровне. А также никто не может сказать, почему мы освобождаем место в сердце, избавляясь от старых связей: потому что вот-вот появится новый человек и мы его предчувствуем, или новый появится тогда, когда мы освободим для него место.
Иногда мы совершаем ошибку и последствия выбора нас мучают и чтобы найти причину ошибки, нам важно определить, где именно причина, а где следствие. А в других ситуациях мы, чаще всего, и не вспоминаем о причинно-следственных связях. Нам не нужны границы, пока мы не страдаем. Границы времени и пространства в нашей голове существуют для того чтобы определить наше поведение в моменты страданий, в моменты дискомфорта и лишений. То, насколько глубоко человек погружается в состояние депрессии и зачарованности границами, говорит о его осознанности.
Просветленный легко устанавливает границы и делает это настолько сильно, что никто не может их преодолеть. Он знает об истинной природе вещей и истинном назначении границ, поэтому он использует их на благо. Просветленный может осудить или отрезать, может оставить отпечаток на камне, если эта граница послужит во благо. Но никогда ни один непросветленный не сможет установить границу на благо. Просто потому что для него все еще остается вопрос, что было причиной, а что следствием. Внутренне он задается этим вопросом, когда ему дискомфортно. Он обусловлен и не осознает этого. Поэтому для непросветленного действует только один закон- не суди, да не судимым будешь.
Все, что может сделать обусловленный ум- это на время избежать четкости, необходимости провести границу. Но избегание не равно свободе, пробужденности и видению истинной картины происходящего. Избегание границ, вольное тусование по жизни, общий гуманизм и позитивность, отказ от привязанности к материальному миру, общечеловеческие идеалы и ценности- это ширма нашего хитрого обыденного ума. Искатели всех времен и народов, скитаясь по дорогам, спрятавшись в пещеры, отказавшись от всего, знали о своей уязвимой позиции, осознавали себя и свой духовный поиск как занятие самых глупых и одновременно хитрых. Не все, но большинство осознавали. Об этом прекрасное произведение Гессе «Сиддхартха». Роль жреца и роль паломника- это хитрость, не более. Погрузиться в сансару и стать обычным торговцем- это опасный путь, не более. Поиск своего собственного пути, самопознание- важен, но это все пустое. Авторство, что вот этот путь идешь именно ты, именно сам и своим собственным способом- такая же иллюзия как и все остальное.
Именно эта униженность правдой и делала искателей перед лицом общества такими ценными. Именно они создавали тот «неприкосновенный запас» общества. Именно поэтому они достойны того чтобы быть главными героями романов и поэм. Именно тот путь, который они проходят и называется «духовным поиском» или «духовным развитием». Но когда они встречают на своем пути просветленного, они точно так же как и все остальные видят свою уязвимость. Чувствуют ложность концепции авторства, ложность сансары. Потому что для них, в отличие от просветленного, все еще существует страдание и необходимость определить причину и следствие. У них все еще есть потребность в границах, и чувство, что именно эти границы- базис их страданий.
Видя своими глазами человека, постигшего иллюзорность границ и освободившегося от страданий, вы можете отвернуться, вы можете последовать за ним, вы можете слушать его, жить с ним рядом, делать или думать, что вам угодно. В любом случае знайте, что он- не более чем символ, не более чем указатель на вашем пути. Икона, легенда, схема, что угодно. Приходите или уходите, любите или ненавидьте его, но ваши реакции и решения не имеют отношения к реальности, в которой вашего личного отношения, а также причин и следствий просто не существует.