Письмо к другу. Реальность страданий.
Любовь в теченье лет не меркнет, не тускнеет
И часто до доски ведет нас гробовой.
Когда ж мои уста неправдой погрешили,
То значит — я не пел, а люди не любили!
(Шекспир, сонеты)
Демон страха смерти, демон гнева, самомнения, прелюбодеяния, зависти, все они стоят передо мной сейчас. Я вижу каждого из них подробно. Я изучила, как я реагирую на них. Теперь у меня нет никакого страха и никакой надменности, когда я встречаю их. Они такие же явления сансары, как и все остальное, как все люди и явления.
Я сильно зависела от страхов, я сильно зависела от противоречивых понятий, я зависела от силы и слабости, от побед и поражений. И всегда я видела твое легкое отношение ко всему, готовность все воспринимать как игру. И это было интересно, потому что я была вовлечена, а ты как будто нет, что делало тебя не пассивным, а просто переполненным энергией и продуктивностью. Теперь я знаю почему. Я сама нашла путь к этому.
Думаю, что смерть по-разному действует на разных людей, как и болезнь. Кого-то близкая смерть делает зависимым, слабым, обреченным, другого озлобленным и пустым как бездонный колодец. Наиболее видящие воспринимают смерть как тьму, как врага. Ты был сильным человеком, периодически ныряя в небытие, ты не стал слабым или озлобленным, а похоже смирился с природой пустоты. Да, разумное смирение, всегда тебя отличало.
Разумное смирение так не похоже на апатию, противоположно суете, оно не дает ни общительности, ни уединенности. Это смирение заставляет делать только то, что необходимо, только то, что уместно. И всему этому сопутствует легкость.
Мириады человеческих смыслов, красот и нюансов вовсе не исчезают для того, кто вышел за пределы, культура не становится скучна, а успех не становится бессмысленным. Напротив, все приобретает подробность и отчетливость, все становится на места- ведь никто больше не бегает и не упорядочивает понятия, разбивая пару-тройку потоков, напрягая пространство то тут, то там. Все существует само по себе, в равностном восприятии, все само показывает теперь мне свое место и само рассказывает о своем назначении и свойствах. Мне уже не нужно изучать и задавать вопросы.
Победив самых мощных демонов, становится возможным, наконец, больше не обуславливаться ни чем, из того, что есть на земле, никаким образом, никаким символом, никаким методом.
Твое такое уничижительное «дыыы!» и махание рукой на все, что меня беспокоило, впечаталось мне в память, потому что ты так похож на меня. Я чувствовала, что взмахом руки и вот этим слогом ты делаешь что-то магическое, потому что сразу отпадало желание бегать и суетиться. И было видно, что это вовсе не результат твоих подробных размышлений, а просто позиция, и она касалась не только внешнего мира, но и твоего восприятия самого себя.
Теперь у меня есть близкие, и я могу сказать им так же, освобождая их от азарта, беспокойства и фанатизма. Это презрительное «дыыы!» как «пхэт» в буддизме, просто отсекает ненужную нереалистичную движуху, в которую так легко вовлечься, и от которой так трудно избавиться. Всем и каждому нужен человек, который вовремя скажет «пустяки и дело житейское!»
Ты приходишь к человеку, а душа твоя разрывается от несправедливости, почему одни работают и совершают гениальные достижения, а другие только потребляют и ноют, при этом первые страдают, а вторые- счастливы. И этот, преодолевший границы восприятия говорит тебе «ды, болваны вообще!» И почему-то прекращается поток мучений. Прибегаешь к нему с вопросом почему тетки такие глупые, что сами дают мужчинам пользоваться плодами своего труда, отказываясь от славы и будущего ради того чтобы удержать какого-нибудь красивого мерзавца. А этот махасидх тебе опять «ды, уууужас!» И снова тебя почему-то отпускает.
Не возникает ответов на вопросы, а возникает что-то поважнее. Подтверждение. Подтверждение, что именно вот эта несостыковка реальности, которую ты заметил, именно это неприятие, которое тебя напрягло, разочаровало или испугало- да, оно действительно существует. Решения нет, но есть ясность, что существует страдание, трагедия, что тебе не показалось.
Но почему тогда звучит эта реакция так, как будто наоборот опровергает, как будто возвышается над реальностью? Теперь я знаю почему. Потому что все существует и не существует одновременно. Страдания от несправедливости, страх уничтожения и все прочее- и есть и нет. И то, что нужно каждому- это облегчение, это подтверждение реальности страданий и реально существующий человек, которого эти страдания НИКАК НЕ ТРОГАЮТ. Нам всем нужен свидетель, достигший другого берега.
Я люблю тебя. Да опустеет сансара.